Глоссарий по курсу «Психология общения»
А Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок. «Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус других. Адаптация к аудитории — активный процесс вербального и визуального приспособления материала для представления конкретной аудитории. Адвокат дьявола — человек, получивший задание защищать сторону спора, противоположную той, которую группа, как кажется, поддерживает. Акроним — слово, составленное из начальных букв слов, входящих в сложное название. Активная стратегия — получение информации о человеке со слов других людей. Актуальность — субъективная ценность, которую люди приписывают информации, если она отвечает их потребностям и интересам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. «Аналитик» — человек, от которого ожидают исследования аргументации членов группы в ходе дискуссии. Антонимы — слова, имеющие противоположный смысл. Апеллирование к авторитетам — использование в качестве доказательства «экспертного» мнения человека, который не является авторитетом в данном вопросе. Аргумент ad hominem («переход на личности») — аргумент, нацеленный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса. Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые вербальные символы, сочетание которых образует слово. Ассертивность — умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других. Ассоциация — способность какой-либо мысли вызывать воспоминание о другой мысли, связанной с первой. Атрибуции — причины, которыми мы объясняем поведение других людей. Аффилиативные препятствия — препятствия, возникающие, когда некоторые или все члены группы больше озабочены под¬держанием гармоничных отношений с другими, чем принятием качественного решения. Б Беглость — отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «типа». Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми. Близкая информация — информация, которая затрагивает личное пространство человека. Близкие люди — люди, которым мы доверяем свои самые сокровенные чувства. В Вежливость — обращение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными. Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Взаимопонимание — понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт. Визуализация — мысленное представление того, как вы что-то успешно делаете. Внешние шумы — предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается. Внутренние шумы — мысли и чувства, мешающие коммуникаци¬онному процессу. Вокальные помехи — лишние звуки или слова, которые нарушают плавность речи. Воспринимающий информацию или точку зрения — человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам. Восприятие — процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения. Временной, или хронологический, порядок — перечисление основных положений в соответствии с последовательностью идей или событий, с концентрацией внимания на том, что идет первым, вторым, третьим и т. д. Выполнение задачи — стадия развития группы, когда умения, знания и способности всех ее членов соединяются для того, чтобы преодолевать препятствия и успешно достигать целей. Выработка норм — стадия развития группы, на которой группа закрепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются разрешения конфликтов. Г «Гармонизатор» — человек, от которого ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает нанести вред ее сплоченности или отношениям между отдельными чле¬нами группы. Гетерогенная группа — группа, состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы. Говорить уместно — выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей. Голосовые характеристики — высота, громкость, темп и звуковые качества речи. Гомогенная группа — группа, в которой все члены имеют между собой очень много общего. Д Датировка информации — уточнение времени, когда информация была истинной. Действия, угрожающие репутации, — поведение, не учитывающее потребностей, связанных с положительной или отрицательной репутацией. Декодирование — процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства. Деловое обсуждение проблем — дискуссия участников и решение конкретных проблем или планирование возможных действий. Денотация — прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову. Дискриминация — несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе. «Диспетчер» — человек, который отслеживает действия группы и помогает ей придерживаться повестки дня. Доверие — 1) показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, обаятельного и честно¬го; 2) способность человека идти на риск, связанный с тем, что его благополучие начинает зависеть от другого человека. Доводы — заявления, объясняющие, почему предложение оправ¬дано. Друзья — люди, с которыми мы добровольно установили тесный личный контакт. Ж Жаргон — техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами. Жесты — движения рук, кистей и пальцев. Живая информация — информация, которая затрагивает наши чувства. Жизненно важная информация — информация, связанная с вопросами, от которых зависит судьба человека. З Закрытие — стадия развития группы, на которой члены группы определяют смысл того, что они сделали, и решают, как им лучше закончить (или сохранить) личные взаимоотношения, сформировавшиеся в группе. Записи к речи — конспект речи, а также используемые цитаты и статистический материал. Знакомые — люди, которых мы знаем по имени, с кем можем по-говорить, когда представится возможность, но с ними у нас чаще всего устанавливаются поверхностные отношения. Значение — осознание нами мыслей и чувств. Зрительный контакт — направление своего взгляда на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. И Импровизированная речь — тщательно подготовленная и отрепетированная речь, конкретная форма которой определяется в момент выступления. Индексация — интеллектуальная и вербальная практика признания того, что отдельные случаи могут отличаться от общих тенденций, хотя они позволяют нам делать обобщения. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Интерактивная стратегия — получение информации о другом человеке в процессе разговора с ним. Интернет-чаты — обмен интерактивными сообщениями в режиме «онлайн» двух или более людей. Интерпретировать — приписывать значения отобранной и систематизированной информации. Информирующий или высказывающий свою точку зрения — человек, предлагающий группе новый материал для обсуждения. Исторический контекст — связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации. К Канал — маршрут сообщения и средства его передачи. Кинесика — наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Когнитивное реструктурирование — выявление алогичных убеждений и формулирование более адекватных. Когнитивные препятствия — препятствия, возникающие, когда группа ощущает давление как результат трудности задачи, не¬хватки информации или ограниченного времени. Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия. К. с. связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию - «барьеров О.» М Манипуляция - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. Межличностный конфликт — результат ситуации, когда потребности или представления одного человека не соответствуют потребностям или представлениям другого. Метафора — сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность объектов. Мнение — словесное выражение убеждений или установок. Мозговой штурм — 1) некритичный, не содержащий оценки процесс выработки альтернативы; 2) техника генерирования как можно большего количества идей путем свободных ассоциаций, состоящая в том, что люди проявляют свою изобретательность, на время отказываются от оценочных суждений и комбинируют или адаптируют идеи других. «Монополист» — человек, который непрерывно говорит, стараясь создать впечатление, что он хорошо осведомлен и ценен для группы. Монотонность — звучание голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Мотивация — силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение. Н Навыки — целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации. Наглядное пособие — средство развития выступления, позволяющее аудитории воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения. Неконгруэнтность — разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Непринужденные беседы — обсуждение тем, которые возникают спонтанно. Нервозность — страх или тревога, связанные с публичным выступлением. Неформальные лидеры — члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Нормы — ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы. О Обобщение — вывод на основе отдельных фактов. Обратная связь — вербальная и физическая реакция на людей и их сообщения. Общая цель — цель речи (развлечь, проинформировать, убедить) Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Объяснение процессов — рассказ о том, как нечто выполнить, изготовить или как нечто работает. Описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект. Описательный тип разговора — беспристрастная формулировка того, что человек видит и слышит. Определение — объяснение значений слов. Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе. Ответственностьм — умение отвечать за свои действия. Открытая информация — дополнительная информация, которую собеседник может использовать для продолжения разговора. Открытый тип разговора — откровенный обмен мыслями и чувствами без использования манипуляций. Оценка аудитории — изучение конкретной аудитории для под¬готовки речи. П Парафраз — изложение сути сообщения. Парафраз содержания — ответ, ориентированный на логическое значение устного сообщения. Парафраз чувств — ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения. Параязык — невербальное «звучание» сообщений; манера пере¬дачи информации. Пассивная стратегия — получение информации о человеке на основе наблюдения. Пассивное поведение — нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или принимать на себя ответственность за свои действия. «Переводчик» — человек, от которого ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и тендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, чтобы по¬мочь членам группы понять друг друга. Переходы — слова, фразы или предложения, показывающие связи между другими словами, фразами или предложениями. Персонализация чувств и мнений — использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей или чувств. Персонификация — приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. План адаптации речи — письменная стратегия достижения взаимопонимания с аудиторией, привлечения и поддержания ее интереса, обеспечения понимания и избежания возможных негативных реакций публики на вас как на оратора и на предмет или цель вашей речи. Повествование — рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли. Поддерживающая роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов. Поза — положение или осанка тела. Полная демонстрация — выполнение всего описываемого вами процесса перед аудиторией. Понимание — точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения. Последовательные цели — цели, совместимые друг с другом. Поспешное обобщение — представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено толь¬ко одним слабым примером. Построение команды — деятельность, направленная на то, что¬бы повысить эффективность совместной работы группы. Похвала — описание конкретного положительного поведения или достижений другого человека. Правдивость и честность — нормы, которые побуждают нас воздерживаться от лжи, мошенничества, воровства и жульничества. Правила — неписаные законы, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте. Правило вежливости — требование быть вежливым с любым участником беседы. Правило нравственности — требование говорить соответственно этическим нормам. Правило уместности — требование сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой. Правило хороших манер — требование быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли Принуждение — способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляций; при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены. Принцип сотрудничества — состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели. Принятие точки зрения — представление себя на месте другого. Принятие решения — процесс выбора одной из нескольких альтернатив. Приспособление — способ разрешения конфликта, когда люди пытаются удовлетворить потребности другого и при этом жертвуют своими потребностями. Проверка восприятия — утверждение, отражающее ваше собственное понимание смысла невербальных сигналов, переданных другими людьми. Продолжительность деятельности — количество времени, которое нам кажется приемлемым для некоторых событий или типов деятельности. Произношение — форма и акцентирование различных слогов слова. «Протоколист» — человек, который ведет точную запись того, что решила группа и на чем основано это решение. Проявление чувств — выражение чувств посредством мимики, жестов и эмоциональных вербальных реакций. Психологический контекст — настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение. Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Психологический климат – доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Психология рабочей группы - совокупность социально-психологических процессов и явлений, возникающих в процессе формирования функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, природа внутригрупповых конфликтов). Пунктуальность — степень, в какой человек придерживается назначенных сроков. Р Рабочая группа — объединение из трех или более людей, которые должны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга, чтобы выполнить общую задачу. Рабочая среда — физические условия, в которых работает группа. Разговор на равных — разговор без каких-либо слов или невербальных сигналов, подчеркивающих превосходство. Разговорный стиль — манера выступления, которую слушатели воспринимают как разговор. Разговор-предположение — изложение информации в форме гипотезы с допущением возможности неточного изложения. Разговор-рапорт — разговор, в котором человек делится переживаниями и устанавливает личные отношения. Разговор-сообщение — разговор, в котором человек делится информацией, демонстрирует знания, ведет переговоры и сохраняет независимость. Разделы переходов — развернутые предложения, связывающие основные разделы речи. Разъяснительная речь — речь, помогающая понять определенную идею, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам. Рассуждение по аналогии — рассуждение, при котором выводы являются результатом сравнения с ситуацией с похожим сочетанием обстоятельств. Рассуждение путем обобщения на основе примера — утверждение о том, что нечто, верное в некоторых случаях, будет верным всегда. Рассуждение путем указания на признак — рассуждение, в котором заключение основано на присутствии доступных наблюдению данных, которые обычно или всегда сопровождают другие, не наблюдаемые непосредственно переменные. Рассуждение путем установления причинно-следственных отношений — метод рассуждения, в котором заключение представляется как результат влияния какого-то обстоятельства или набора обстоятельств. Реакции интерпретации — высказывания, которые предлагают разумное альтернативное толкование события или обстоятельств с целью помочь собеседнику понять ситуацию с дру¬гой точки зрения. Реакции поддержки — утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить. Репетиция — тренировка произнесения своей речи вслух. Рефере́нтная группа- это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Риторический вопрос — вопрос, который не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, — специфические паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей. Роль — 1) специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов; 2) паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. С Самооценка — общая оценка человеком своей компетентности и ценности. Самораскрытие — обмен биографическими данными, личными представлениями и чувствами, неизвестными другому человеку. Своевременность информации — предоставление информации, которая может быть использована немедленно. Сдерживание чувств — поведение, при котором человек отрицает наличие у него чувств, удерживает их в себе и не проявляет никаких вербальных или невербальных признаков их существования. Семантические шумы — значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования. Сетевая конференция — место виртуальной встречи людей с общими интересами. Символы — слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения. Симметричные взаимоотношения — взаимоотношения, в ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию. Симпатическое реагирование — чувство заботы, соучастия, со-страдания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации. Синонимы — слова, имеющие одно и то же или близкое значение. Ситуация межличностного общения — неформальный разговор двух или более людей. Ситуация общения через электронные средства — форма коммуникации, при которой участники не находятся в физическом контакте и используют электронные технологии. Ситуация публичного выступления — выступление оратора пе¬ред аудиторией в общественном месте. Сконструированные сообщения — сообщения, кодируемые не-посредственно в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию. Сленг — неофициальный, нестандартный словарь. Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зри-тельных стимулов и приписывания им значения. Снимающий напряжение — человек, который определяет момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и помогает снять напряжение или стимулировать работу группы. Содержательные основные положения — информационные положения речи. Сообщение — сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации. Сосредоточение — перцептивный процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств. Сотрудничество — разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон и находится взаимно удовлетворяющее решение. Социальный контекст — назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками. Специфические слова — слова, которые проясняют смысл, сужая понимание и переводя его из общей категории в частную или в группу внутри этой категории. Сплоченность — степень взаимодействия членов группы при достижении общей цели. Спонтанное выражение — неосознанное кодирование сообщений. Спонтанность — настолько чуткое отношение к собственным идеям, что речь кажется такой же естественной, как ожив¬ленный разговор, несмотря на то что она была тщательно подготовлена. Справедливость — поддержание равновесия интересов без соотнесения их с чувствами и без выказывания предпочтения той или иной стороне в конфликте. Сравнение — прямое сопоставление разнородных объектов. Стабилизация — способ поддержания взаимоотношений на определенном уровне в течение некоторого времени. Стереотипы — упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы. Стимул — цель, которая дает мотивацию. «Сторонник» — человек, который ободряет других членов группы. Сценарные сообщения — разговорные выражения, полученные нами из прошлого опыта и соответствующие данной ситуации. Т Тезис — высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели. Темперамент - это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Текстовая схема — обобщение, краткое содержание или основные идеи. Телесные действия — выражение лица, жесты, поза и движение. Тематический порядок — организация основных положений речи по категориям или разделение их по содержанию. Теория межличностных потребностей — теория, согласно которой возникновение, развитие и поддержание отношений за¬висит от того, насколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потребности другого. Техника общения - это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению и его поведение в ходе общения. Точные слова — слова, которые наиболее правильно выражают смысл, помогая избегать разночтений. Толерантность (или терпимость)- стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Трансакция - единица акта общения, в течение которой собеседники, находящийся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик. У Убеждающая речь — процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию. Уважение — 1) внимательное и серьезное отношение к тому, что говорят другие, и к чувствам, стоящим за этим; 2) проявление внимания или предупредительности к человеку и соблюдение его прав. Уравновешенность — уверенность в своих манерах. Усвоение речи — понимание идей, а также способность формулировать их по-разному во время каждой репетиции. Установки — предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обычно выражается как мнение. Уход — способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психологически устраняются от конфликта Участники — люди, участвующие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей сообщений. Ф Физический контекст — местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток. Формальный лидер — назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других членов группы. Формирование — начальная стадия развития группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и принимает их так, что они могут идентифицировать себя с группой. Х Характер - совокупность существенных, устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки. Ц Целостность — единство убеждений и действий. Цель группы — желаемое положение дел, мотивирующее группу работать ради его достижения. Ш Шум — любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией. «Шутник» — человек, который пытается привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая других членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. Э Эгоцентрическая роль — специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым. Эгоцентрические препятствия — препятствия, возникающие, когда члены группы испытывают высокую потребность в контроле или движимы личными нуждами. Экспрессивность речи — голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых оратором фраз. Электронная почта — коммуникация между двумя или не¬сколькими пользователями сети с помощью электронных посланий. Эмоции — возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями. Эмпатическое реагирование — переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека. Эмпатия — переживание чувств, мыслей или установок другого человека. Эмфаза — придание силы или интенсивности своим словам или идеям. Эмфаза посредством переходов — использование слов, которые показывают связи между идеями. Эмфаза посредством повторения — многократное выражение важных идей. Эмфаза посредством пропорции — посвящение большего количества времени идеям, которые, на ваш взгляд, должны быть восприняты как более важные. Этика — совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой или индивидом. Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения. Этимология — происхождение или история конкретного слова. Эффект ореола — приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете толь¬ко одно качество из этого набора. Я Язык — совокупность слов и систем их использования, общих для людей одного и того же языкового сообщества. Язык жестов — наборы движений, предназначенные для передачи сообщений. Я-концепция — чувство собственной идентичности. Ясность основных положений — формулировка основных положений, вызывающая одинаковые образы в сознании всех слушателей.
|