Пятница, 29.03.2024, 05:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Глоссарий | Регистрация | Вход
Меню сайта
Для преподавателя
Для студента
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 226
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
Глоссарий по курсу 
«Психология общения»



А
Агрессивное поведение — нападки на оппонента без учета ситуации и чувств, потребностей или прав объекта нападок.
«Агрессор» — человек, который добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус других.
Адаптация к аудитории — активный процесс вербального и визуального приспособления материала для представления конкретной аудитории.
Адвокат дьявола — человек, получивший задание защищать сторону спора, противоположную той, которую группа, как кажется, поддерживает.
Акроним — слово, составленное из начальных букв слов, входящих в сложное название.
Активная стратегия — получение информации о человеке со слов других людей.
Актуальность — субъективная ценность, которую люди приписывают информации, если она отвечает их потребностям и интересам.
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
«Аналитик» — человек, от которого ожидают исследования аргументации членов группы в ходе дискуссии.
Антонимы — слова, имеющие противоположный смысл.
Апеллирование к авторитетам — использование в качестве доказательства «экспертного» мнения человека, который не является авторитетом в данном вопросе.
Аргумент ad hominem («переход на личности») — аргумент, нацеленный на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса.
Артикуляция — придание звукам речи формы, превращающей их в распознаваемые вербальные символы, сочетание которых образует слово.
Ассертивность — умение постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.
Ассоциация — способность какой-либо мысли вызывать воспоминание о другой мысли, связанной с первой.
Атрибуции — причины, которыми мы объясняем поведение других людей.
Аффилиативные препятствия — препятствия, возникающие, когда некоторые или все члены группы больше озабочены под¬держанием гармоничных отношений с другими, чем принятием качественного решения. 
Б
Беглость — отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «типа».
Беседа — направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя и более людьми.
Близкая информация — информация, которая затрагивает личное пространство человека.
Близкие люди — люди, которым мы доверяем свои самые сокровенные чувства. 
В
Вежливость — обращение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными.
Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Взаимопонимание — понимание того, что оратор и аудитория располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие чувства и имеют общий опыт.
Визуализация — мысленное представление того, как вы что-то успешно делаете.
Внешние шумы — предметы, звуки и другие воздействия окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.
Внутренние шумы — мысли и чувства, мешающие коммуникаци¬онному процессу.
Вокальные помехи — лишние звуки или слова, которые нарушают плавность речи.
Воспринимающий информацию или точку зрения — человек, который выясняет мысли и мнения других людей по стоящим перед группой проблемам.
Восприятие — процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения.
Временной, или хронологический, порядок — перечисление основных положений в соответствии с последовательностью идей или событий, с концентрацией внимания на том, что идет первым, вторым, третьим и т. д.
Выполнение задачи — стадия развития группы, когда умения, знания и способности всех ее членов соединяются для того, чтобы преодолевать препятствия и успешно достигать целей.
Выработка норм — стадия развития группы, на которой группа закрепляет свои правила поведения, в особенности те, что касаются разрешения конфликтов. 
Г
«Гармонизатор» — человек, от которого ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает нанести вред ее сплоченности или отношениям между отдельными чле¬нами группы.
Гетерогенная группа — группа, состоящая из людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы.
Говорить уместно — выбирать язык и символы, приспособленные к нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.
Голосовые характеристики — высота, громкость, темп и звуковые качества речи.
Гомогенная группа — группа, в которой все члены имеют между собой очень много общего. 
Д
Датировка информации — уточнение времени, когда информация была истинной.
Действия, угрожающие репутации, — поведение, не учитывающее потребностей, связанных с положительной или отрицательной репутацией.
Декодирование — процесс обратной трансформации сообщений в идеи и чувства.
Деловое обсуждение проблем — дискуссия участников и решение конкретных проблем или планирование возможных действий.
Денотация — прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову.
Дискриминация — несправедливое обращение с людьми или причинение им вреда на основании их принадлежности к той или иной группе.
«Диспетчер» — человек, который отслеживает действия группы и помогает ей придерживаться повестки дня.
Доверие — 1) показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, обаятельного и честно¬го; 2) способность человека идти на риск, связанный с тем, что его благополучие начинает зависеть от другого человека.
Доводы — заявления, объясняющие, почему предложение оправ¬дано.
Друзья — люди, с которыми мы добровольно установили тесный личный контакт. 
Ж
Жаргон — техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.
Жесты — движения рук, кистей и пальцев.
Живая информация — информация, которая затрагивает наши чувства.
Жизненно важная информация — информация, связанная с вопросами, от которых зависит судьба человека. 
З
Закрытие — стадия развития группы, на которой члены группы определяют смысл того, что они сделали, и решают, как им лучше закончить (или сохранить) личные взаимоотношения, сформировавшиеся в группе.
Записи к речи — конспект речи, а также используемые цитаты и статистический материал.
Знакомые — люди, которых мы знаем по имени, с кем можем по-говорить, когда представится возможность, но с ними у нас чаще всего устанавливаются поверхностные отношения.
Значение — осознание нами мыслей и чувств.
Зрительный контакт — направление своего взгляда на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. 
И
Импровизированная речь — тщательно подготовленная и отрепетированная речь, конкретная форма которой определяется в момент выступления.
Индексация — интеллектуальная и вербальная практика признания того, что отдельные случаи могут отличаться от общих тенденций, хотя они позволяют нам делать обобщения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
Интерактивная стратегия — получение информации о другом человеке в процессе разговора с ним.
Интернет-чаты — обмен интерактивными сообщениями в режиме «онлайн» двух или более людей.
Интерпретировать — приписывать значения отобранной и систематизированной информации.
Информирующий или высказывающий свою точку зрения — человек, предлагающий группе новый материал для обсуждения.
Исторический контекст — связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации. 
К
Канал — маршрут сообщения и средства его передачи.
Кинесика — наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Когнитивное реструктурирование — выявление алогичных убеждений и формулирование более адекватных.
Когнитивные препятствия — препятствия, возникающие, когда группа ощущает давление как результат трудности задачи, не¬хватки информации или ограниченного времени.
Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. К. с. позволяют успешно вступать в контакт с др. людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания др. человека, выработки стратегии взаимодействия. К. с. связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию - «барьеров О.» 
М
Манипуляция - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

Межличностный конфликт — результат ситуации, когда потребности или представления одного человека не соответствуют потребностям или представлениям другого.
Метафора — сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность объектов.
Мнение — словесное выражение убеждений или установок.
Мозговой штурм — 1) некритичный, не содержащий оценки процесс выработки альтернативы; 2) техника генерирования как можно большего количества идей путем свободных ассоциаций, состоящая в том, что люди проявляют свою изобретательность, на время отказываются от оценочных суждений и комбинируют или адаптируют идеи других.
«Монополист» — человек, который непрерывно говорит, стараясь создать впечатление, что он хорошо осведомлен и ценен для группы.
Монотонность — звучание голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга.
Мотивация — силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение. 
Н
Навыки — целенаправленные действия или последовательность действий, которые мы можем выполнить и повторить в соответствующей ситуации.
Наглядное пособие — средство развития выступления, позволяющее аудитории воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.
Невербальная коммуникация — движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения.
Неконгруэнтность — разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью.
Непринужденные беседы — обсуждение тем, которые возникают спонтанно.
Нервозность — страх или тревога, связанные с публичным выступлением.
Неформальные лидеры — члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе.
Нормы — ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы. 
О
Обобщение — вывод на основе отдельных фактов.
Обратная связь — вербальная и физическая реакция на людей и их сообщения.
Общая цель — цель речи (развлечь, проинформировать, убедить)
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Объяснение процессов — рассказ о том, как нечто выполнить, изготовить или как нечто работает.
Описание — рассказ о том, что представляет собой данный объект.
Описательный тип разговора — беспристрастная формулировка того, что человек видит и слышит.
Определение — объяснение значений слов.
Основные положения — развернутые предложения, представляющие идеи, содержащиеся в тезисе.
Ответственностьм — умение отвечать за свои действия.
Открытая информация — дополнительная информация, которую собеседник может использовать для продолжения разговора.
Открытый тип разговора — откровенный обмен мыслями и чувствами без использования манипуляций.
Оценка аудитории — изучение конкретной аудитории для под¬готовки речи. 
П
Парафраз — изложение сути сообщения.
Парафраз содержания — ответ, ориентированный на логическое значение устного сообщения.
Парафраз чувств — ответ, ориентированный на эмоции, связанные с содержанием сообщения.
Параязык — невербальное «звучание» сообщений; манера пере¬дачи информации.
Пассивная стратегия — получение информации о человеке на основе наблюдения.
Пассивное поведение — нежелание высказывать свое мнение, показывать свои чувства или принимать на себя ответственность за свои действия.
«Переводчик» — человек, от которого ожидают знакомства с различиями в социальной, культурной и тендерной ориентации членов группы и умения использовать эти знания, чтобы по¬мочь членам группы понять друг друга.
Переходы — слова, фразы или предложения, показывающие связи между другими словами, фразами или предложениями.
Персонализация чувств и мнений — использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей или чувств.
Персонификация — приспособление информации к специфическим представлениям аудитории.Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения.
План адаптации речи — письменная стратегия достижения взаимопонимания с аудиторией, привлечения и поддержания ее интереса, обеспечения понимания и избежания возможных негативных реакций публики на вас как на оратора и на предмет или цель вашей речи.
Повествование — рассказ или история (часто юмористическая), построенная вокруг некой центральной мысли.
Поддерживающая роль — специфический паттерн поведения, который помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов.
Поза — положение или осанка тела.
Полная демонстрация — выполнение всего описываемого вами процесса перед аудиторией.
Понимание — точная расшифровка сообщения путем присвоения ему правильного значения.
Последовательные цели — цели, совместимые друг с другом.
Поспешное обобщение — представление обобщения, которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено толь¬ко одним слабым примером.
Построение команды — деятельность, направленная на то, что¬бы повысить эффективность совместной работы группы.
Похвала — описание конкретного положительного поведения или достижений другого человека.
Правдивость и честность — нормы, которые побуждают нас воздерживаться от лжи, мошенничества, воровства и жульничества.
Правила — неписаные законы, которые определяют, какое поведение обязательно, предпочтительно или запрещено в определенном контексте.
Правило вежливости — требование быть вежливым с любым участником беседы.
Правило нравственности — требование говорить соответственно этическим нормам.
Правило уместности — требование сообщать информацию, которая связана с обсуждаемой темой.
Правило хороших манер — требование быть точными и организованными, когда мы излагаем наши мысли
Принуждение — способ разрешения конфликта с помощью силы, словесных нападок или манипуляций; при этом человек требует, чтобы его потребности были удовлетворены, а идеи одобрены.
Принцип сотрудничества — состоит в том, что беседы будут протекать удачно, когда вклад участников разговора будет соответствовать его цели.
Принятие точки зрения — представление себя на месте другого.
Принятие решения — процесс выбора одной из нескольких альтернатив.
Приспособление — способ разрешения конфликта, когда люди пытаются удовлетворить потребности другого и при этом жертвуют своими потребностями.
Проверка восприятия — утверждение, отражающее ваше собственное понимание смысла невербальных сигналов, переданных другими людьми.
Продолжительность деятельности — количество времени, которое нам кажется приемлемым для некоторых событий или типов деятельности.
Произношение — форма и акцентирование различных слогов слова.
«Протоколист» — человек, который ведет точную запись того, что решила группа и на чем основано это решение.
Проявление чувств — выражение чувств посредством мимики, жестов и эмоциональных вербальных реакций.
Психологический контекст — настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.
Психологическая защита - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
Психологический климат – доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе.
Психология рабочей группы - совокупность социально-психологических процессов и явлений, возникающих в процессе формирования функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, природа внутригрупповых конфликтов).
Пунктуальность — степень, в какой человек придерживается назначенных сроков. 
Р
Рабочая группа — объединение из трех или более людей, которые должны взаимодействовать между собой и влиять друг на друга, чтобы выполнить общую задачу.
Рабочая среда — физические условия, в которых работает группа.
Разговор на равных — разговор без каких-либо слов или невербальных сигналов, подчеркивающих превосходство.
Разговорный стиль — манера выступления, которую слушатели воспринимают как разговор.
Разговор-предположение — изложение информации в форме гипотезы с допущением возможности неточного изложения.
Разговор-рапорт — разговор, в котором человек делится переживаниями и устанавливает личные отношения.
Разговор-сообщение — разговор, в котором человек делится информацией, демонстрирует знания, ведет переговоры и сохраняет независимость.
Разделы переходов — развернутые предложения, связывающие основные разделы речи.
Разъяснительная речь — речь, помогающая понять определенную идею, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.
Рассуждение по аналогии — рассуждение, при котором выводы являются результатом сравнения с ситуацией с похожим сочетанием обстоятельств.
Рассуждение путем обобщения на основе примера — утверждение о том, что нечто, верное в некоторых случаях, будет верным всегда.
Рассуждение путем указания на признак — рассуждение, в котором заключение основано на присутствии доступных наблюдению данных, которые обычно или всегда сопровождают другие, не наблюдаемые непосредственно переменные.
Рассуждение путем установления причинно-следственных отношений — метод рассуждения, в котором заключение представляется как результат влияния какого-то обстоятельства или набора обстоятельств.
Реакции интерпретации — высказывания, которые предлагают разумное альтернативное толкование события или обстоятельств с целью помочь собеседнику понять ситуацию с дру¬гой точки зрения.
Реакции поддержки — утешающие высказывания, цель которых — выразить одобрение, поддержать, воодушевить, успокоить, утешить.
Репетиция — тренировка произнесения своей речи вслух.
Рефере́нтная группа- это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Риторический вопрос — вопрос, который не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ.
Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи, — специфические паттерны поведения, которые напрямую помогают группе в достижении поставленных целей.
Роль — 1) специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов; 2) паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. 
С
Самооценка — общая оценка человеком своей компетентности и ценности.
Самораскрытие — обмен биографическими данными, личными представлениями и чувствами, неизвестными другому человеку.
Своевременность информации — предоставление информации, которая может быть использована немедленно.
Сдерживание чувств — поведение, при котором человек отрицает наличие у него чувств, удерживает их в себе и не проявляет никаких вербальных или невербальных признаков их существования.
Семантические шумы — значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.
Сетевая конференция — место виртуальной встречи людей с общими интересами.
Символы — слова, звуки и действия, выражающие конкретное содержание значения.
Симметричные взаимоотношения — взаимоотношения, в ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию.
Симпатическое реагирование — чувство заботы, соучастия, со-страдания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.
Синонимы — слова, имеющие одно и то же или близкое значение.
Ситуация межличностного общения — неформальный разговор двух или более людей.
Ситуация общения через электронные средства — форма коммуникации, при которой участники не находятся в физическом контакте и используют электронные технологии.
Ситуация публичного выступления — выступление оратора пе¬ред аудиторией в общественном месте.
Сконструированные сообщения — сообщения, кодируемые не-посредственно в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию.
Сленг — неофициальный, нестандартный словарь.
Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зри-тельных стимулов и приписывания им значения.
Снимающий напряжение — человек, который определяет момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и помогает снять напряжение или стимулировать работу группы.
Содержательные основные положения — информационные положения речи.
Сообщение — сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.
Сосредоточение — перцептивный процесс выбора и концентрации на конкретных стимулах из всего множества стимулов, достигающих наших органов чувств.
Сотрудничество — разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон и находится взаимно удовлетворяющее решение.
Социальный контекст — назначение события, а также уже существующие взаимоотношения между участниками.
Специфические слова — слова, которые проясняют смысл, сужая понимание и переводя его из общей категории в частную или в группу внутри этой категории.
Сплоченность — степень взаимодействия членов группы при достижении общей цели.
Спонтанное выражение — неосознанное кодирование сообщений.
Спонтанность — настолько чуткое отношение к собственным идеям, что речь кажется такой же естественной, как ожив¬ленный разговор, несмотря на то что она была тщательно подготовлена.
Справедливость — поддержание равновесия интересов без соотнесения их с чувствами и без выказывания предпочтения той или иной стороне в конфликте.
Сравнение — прямое сопоставление разнородных объектов.
Стабилизация — способ поддержания взаимоотношений на определенном уровне в течение некоторого времени.
Стереотипы — упрощенные и стандартизованные концепции характеристик или ожидаемого поведения членов определенной группы.
Стимул — цель, которая дает мотивацию.
«Сторонник» — человек, который ободряет других членов группы.
Сценарные сообщения — разговорные выражения, полученные нами из прошлого опыта и соответствующие данной ситуации. 
Т
Тезис — высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели.
Темперамент - это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.
Текстовая схема — обобщение, краткое содержание или основные идеи.
Телесные действия — выражение лица, жесты, поза и движение.
Тематический порядок — организация основных положений речи по категориям или разделение их по содержанию.
Теория межличностных потребностей — теория, согласно которой возникновение, развитие и поддержание отношений за¬висит от того, насколько хорошо каждый человек удовлетворяет межличностные потребности другого.
Техника общения - это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению и его поведение в ходе общения.
Точные слова — слова, которые наиболее правильно выражают смысл, помогая избегать разночтений.
Толерантность (или терпимость)- стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Трансакция - единица акта общения, в течение которой собеседники, находящийся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик. 
У
Убеждающая речь — процесс, в ходе которого оратор передает сообщение, предназначенное для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.
Уважение — 1) внимательное и серьезное отношение к тому, что говорят другие, и к чувствам, стоящим за этим; 2) проявление внимания или предупредительности к человеку и соблюдение его прав.
Уравновешенность — уверенность в своих манерах.
Усвоение речи — понимание идей, а также способность формулировать их по-разному во время каждой репетиции.
Установки — предрасположенность испытывать положительные или отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам, которая обычно выражается как мнение.
Уход — способ справиться с конфликтом, когда люди физически или психологически устраняются от конфликта
Участники — люди, участвующие в процессе коммуникации в роли отправителей и получателей сообщений. 
Ф
Физический контекст — местоположение, условия окружающей среды (температура, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Формальный лидер — назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других членов группы.
Формирование — начальная стадия развития группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и принимает их так, что они могут идентифицировать себя с группой. 
Х
Характер - совокупность существенных, устойчивых психических свойств человека как члена общества, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки. 
Ц
Целостность — единство убеждений и действий.
Цель группы — желаемое положение дел, мотивирующее группу работать ради его достижения. 
Ш
Шум — любой внешний, внутренний или семантический стимул, вторгающийся в процесс обмена информацией.
«Шутник» — человек, который пытается привлечь внимание к себе, дурачась, передразнивая других членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. 
Э
Эгоцентрическая роль — специфический паттерн поведения, который концентрирует внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым.
Эгоцентрические препятствия — препятствия, возникающие, когда члены группы испытывают высокую потребность в контроле или движимы личными нуждами.
Экспрессивность речи — голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых оратором фраз.
Электронная почта — коммуникация между двумя или не¬сколькими пользователями сети с помощью электронных посланий.
Эмоции — возбуждаемые действиями или словами субъективные переживания, которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями.
Эмпатическое реагирование — переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека.
Эмпатия — переживание чувств, мыслей или установок другого человека.
Эмфаза — придание силы или интенсивности своим словам или идеям.
Эмфаза посредством переходов — использование слов, которые показывают связи между идеями.
Эмфаза посредством повторения — многократное выражение важных идей.
Эмфаза посредством пропорции — посвящение большего количества времени идеям, которые, на ваш взгляд, должны быть восприняты как более важные.
Этика — совокупность моральных принципов, поддерживаемых обществом, группой или индивидом.
Этика общения - это совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения.
Этимология — происхождение или история конкретного слова.
Эффект ореола — приписывание человеку набора связанных между собой качеств, когда вы на самом деле наблюдаете толь¬ко одно качество из этого набора. 
Я
Язык — совокупность слов и систем их использования, общих для людей одного и того же языкового сообщества.
Язык жестов — наборы движений, предназначенные для передачи сообщений.
Я-концепция — чувство собственной идентичности.
Ясность основных положений — формулировка основных положений, вызывающая одинаковые образы в сознании всех слушателей.
Сделать бесплатный сайт с uCozСайт Мантулы Л.В. © 2024